Электронная строительная информационная система www.Conon.ru - строительство on-line
 




Полезные ссылки:



Распечатать данную страницу (версия для печати) распечатать

Территориальное планирование с учетом инфраструктурных связей

29.09.2011

ТЕЗИСЫ выступления на Всероссийской научно-практической конференции «Реализация инфраструктурных проектов как механизм развития регионов России. Опыт и перспективы» директора Департамента стратегического планирования Министерства регионального развития Российской Федерации Е.С. Чугуевской

Территориальное планирование с учетом региональных и межрегиональных инфраструктурных связей

Уважаемые коллеги!

Российская Федерация имеет большую территорию и многонациональное население. Это предопределяет необходимость особого подхода, как к развитию территорий субъектов Российской Федерации, так и к системе управления данными территориями и экономическими процессами, происходящими в них.

Пространственная организация страны должна способствовать эффективному социально-экономическому развитию Российской Федерации, которое неразрывно связано с развитием её регионов.

Необходимо четкое понимание того, как и по каким направлениям будут развиваться территория нашей страны. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для развития территорий.

Одним из главных принципов развития территории нашей страны является скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

В этой связи особое значение приобретают стратегии социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов.

На сегодняшний момент Правительством Российской Федерации утверждены 6 стратегий: Дальнего Востока и Байкальского региона, Сибири, Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов.

На завершающей стадии доработки находятся проекты стратегий Уральского, Северо-Западного федеральных округов и Арктической зоны Российской Федерации.

Главными результатами реализации стратегий должны стать создание новых рабочих мест, повышение качества жизни населения, формирование инфраструктуры, которая обеспечит комфортную среду обитания граждан.

Достижение указанных результатов планируется осуществлять за счет комплексного развития территорий входящих в состав округа, путем реализации крупных региональных и межрегиональных проектов.

Не секрет, что в настоящее время на ограниченном рынке инвестиционных ресурсов, включая государственные, существует зачастую неоправданно острая межрегиональная конкуренция. Это касается, например, размещения объектов генерации, маршрутов транспортных коридоров, размещения крупных логистических центров, международных аэропортов, очередности освоения месторождений полезных ископаемых, территориальной привязки федеральных объектов в сфере образования, здравоохранения, науки, создания различного рода зон, предполагающих государственные преференции их резидентам.

В борьбе региональных властей за инвестиции, за новые рабочие места посредством «затягивания» на себя тех или иных крупных частных или государственных инвестиционных проектов не всегда их предлагаемая территориальная привязка близка к «точке оптимума» с точки зрения решения задач пространственной организации экономики в целом или отдельно взятой отрасли.

В этой связи межрегиональное сотрудничество в рассматривается как один из важнейших факторов развития экономики, и решения социальных проблем в субъектах Российской Федерации. Межрегиональное сотрудничество нацелено на обеспечение территориальной сплоченности, объединении усилий территориальных сообществ вокруг крупных комплексных межрегиональных проектов, вокруг действительно общих проблем.

Одним из наиболее важных направлений межрегионального сотрудничества, является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

Стратегией развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривается строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Усть-Илимск – Усть-Кут), а также ряда грузообразующих линий, в том числе межрегиональной линии ст. Лена (Усть-Кут) – Непа - Ленск. Это обеспечит деятельность зон опережающего роста Западная Якутия, Ленско-Ангарское Прибайкалье, Усть-Илимской зоны.

Развитию Южного федерального округа будет способствовать реализацию ряда крупных межрегиональных инвестиционных проектов.

В частности, на территории регионов округа предполагается строительство второй очереди Волго-Донского канала, железной дороги Элиста – Волгоград, комплексная реконструкция железной дороги на участке

им М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла, организация железнодорожного скоростного сообщения Москва – Адлер, Ростов – Минеральные Воды – Кисловодск, Краснодар – Минеральные Воды – Кисловодск, Волгоград – Саратов. В части расширения трубопроводной инфраструктуры планируется модернизация трубопровода «Каспийский трубопроводный консорциум», строительство продуктопровода Сызрань – Волгоград – Новороссийск (проект «Юг»), расширение нефтепровода до Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.

Одним из направлений развития сферы транспортных услуг Центрального федерального округа является создание и обустройство логистических центров, в особенности мультимодальных, что позволит не только увеличить объем услуг, оказываемых в данной сфере (за счет обеспечения координации работы всех видов транспорта при выполнении грузовых перевозок), но и разгрузить Московский транспортный узел. Ключевыми проектами этого направления являются участие в межрегиональном проекте по развитию евроазиатского транспортного коридора Север - Юг в части создания Кочетовского логистического узла с несколькими терминалами в Тамбовской области, расширение межрегиональных и международных транспортно-экономических связей, создание на территории Брянской и смежных (Смоленской и Калужской) областей региональных транспортно-логистических систем, интегрированных на основе формирования единого информационного, организационно-экономического, научно-технического, кадрового и нормативно-правового пространства.

Основным направлением развития транспортной инфраструктуры в Приволжском федеральном округе станет развитие автомобильных дорог, входящих в существующие международные транспортные коридоры (Центр - Урал) и строительство новых направлений международных транспортных коридоров (Европа - Западный Китай), обеспечивающих межрегиональное сообщение и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России.

Планируется создание межрегионального мультимодального логистического центра в районе станции Свияжск для организации обслуживания грузопотоков международных транспортных коридоров Запад - Восток, Север - Юг и перспективного коридора Европа - Западный Китай с использованием логистических технологий, отвечающих мировым стандартам.

Перспективным проектом в Приволжском федеральном округе может стать проект "Хозяин Волги", связанный с восстановлением и развитием инженерных систем и природного комплекса Волжского бассейна с учетом интересов государства и основных групп водопользователей, в том числе гидроэлектростанций Волжско-Камского каскада. Основной деятельностью в рамках проекта станет обустройство и эксплуатация водохранилищ и шлюзовых сооружений гидроузлов, строительство сооружений и систем инженерной защиты территорий от подтоплений, создание межрегиональных центров по обеспечению надежной работы и безопасности водозаборов питьевого и технического назначения, строительство и эксплуатация причальных и берегоукрепительных сооружений, систем безопасного пропуска паводковых вод.

Важным проектом межрегионального сотрудничества является Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области (проект «БЕЛКОМУР») призванная обеспечить экономическое и социальное развитие регионов Европейского Севера Российской Федерации, связать Урал с северными территориями и морскими портами. Строительство железнодорожной магистрали «БЕЛКОМУР» обеспечит прямое ж/д сообщение между регионами, укрепляя экономические и социальные связи между ними, что способствует повышению экономической безопасности страны.

В проекте стратегии Северо-Западного федерального округа предусмотрено строительство:

- новых малых гидроэлектростанций на территории Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, Республики Карелия и Республики Коми.

- приливных электростанций (в Архангельской и Мурманской областях).

Важнейшем направлением развития общерегиональной инфраструктуры всех субъектов Северо – Западного федерального округа будет являться развитие транспортно-логистического комплекса.

Приоритет отдается развитию перегрузочных терминалов в морских портах, создание речных контейнерных терминалов, формированию кластеров сопутствующих производств в зонах тяготения морских и речных портов, в частности это:

- строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» и формирование подходного канала и его акватории;

- развитие морского порта Усть-Луга, формирование акватории его южной и северной частей;

- строительство глубоководного района морского порта Архангельска, комплексное развитие Мурманского транспортного узла.

Однако если стратегическое планирование определяет что нужно для развития территории, территориальное планирование выбирает для этого место.

В этой связи одним из важнейших инструментов управления комплексным развитием территории страны является территориальное планирование, которое направлено на определение назначения территорий путем установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения, зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с изменениями, внесенными в 41-ФЗ, в Градостроительный кодекс подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также иных программ предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

Документ территориального планирования создает пространственно-территориальную основу для реализации указанных документов, развития государственной и муниципальной производственной и социальной инфраструктуры на условиях согласованности и публичности действий всех уровней власти, достижения баланса государственных, общественных и частных интересов.

В этой связи необходимо отметить обязательность документов территориального планирования при принятии органами власти и органами местного самоуправления управленческих решений. Выполнение данного требования, в частности, имеет существенное значение при определении приоритетных направлений инвестирования и размещения крупных инфраструктурных объектов на конкретных территориях Российской Федерации.

Вместе с тем в настоящее время больше половины всех документов территориального планирования в стране не утверждены.

Так на уровне Российской Федерации предусмотрена подготовка схем территориального планирования в области федерального транспорта, энергетики, обороны страны и безопасности государства, высшего профессионального образования, здравоохранения, а также в иных областях по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Однако до настоящего времени ни одна их указанных схем не разработана.

Решением данного вопроса в настоящее время занимается Правительственная комиссия по территориальному планированию в Российской Федерации. 19 сентября 2011 г. на заседании Правительственной комиссии под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака было определен алгоритм действий для федеральных органов, а также установлены сроки по разработке документов территориального планирования Российской Федерации, предусмотренных статьей 10 Градостроительного кодекса.

Одновременно с этим осуществляется подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На региональном уровне схемы территориального планирования утвердили 54 субъекта Российской Федерации (65% от общего числа схем субъектов РФ).

Если говорить о том регионе, в котором мы сейчас находимся – о Северо-Западном федеральном округе, то тут самая слабая обеспеченность документами территориального планирования на региональном уровне. Из 11 субъектов, входящих в состав округа только 5 утвердили свои документы территориального планирования. Архангельская, Калининградская Мурманская область, Новгородская, Псковская области разработали свои схемы, но до настоящего времени так и не утвердили. Практически все эти схемы были разработаны в период с 2007-2009 г.г. Вместе с активное развитие региона влечет за собой появление большого количества инфраструктурных проектов. В этой связи информация, содержащаяся в указанных схемах, требует актуализации.

Одна из областей региона (Ленинградская область) до настоящего времени схему территориального планирования не разработала.

Учитывая, что с установлением нового срока введения в действие ограничений по принятию органами государственной власти решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, по осуществлению подготовки документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования (с 31 декабря 2012 г.), необходимо обеспечить подготовку и утверждение оставшихся документов территориального планирования в сжатые сроки.

Спасибо за внимание.

Ссылка: http://souz.conon.ru
Читайте также:






Конон.ру - строительство он-лайн
ЭСИС "Конон.ру", ver. 2.01,
© ООО "Информационные Бизнес Технологии", 2002-2020





  Engineered by:
Supported by:
bquadro.ru
Креативное бюро bquadro.ru

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (17)

The page was last modified: Fri, 30 Sep 2011 10:00:08 GMT