Электронная строительная информационная система www.Conon.ru - строительство on-line
 



варочные панели Zigmund Shtain

Полезные ссылки:


Распечатать данную страницу (версия для печати) распечатать

В российском строительном бизнесе по-прежнему существует самообман

25.09.2012

Сегодня портфель петербургской компании Step составляют проекты на сумму около 7 млрд. рублей. Это результат стратегически выверенной позиции на рынке, рассказал газете «Кто строит в Петербурге» президент и генеральный директор компании Step Дмитрий Кунис.

— Можно ли уже сейчас подвести предварительные итоги работы компании за этот год? Какие изменения произошли? В каких новых проектах вы задействованы?

- За последний год мы существенно обновили руководящий состав компании. В частности, у нас сменились финансовый и IT-директора. Поменялось руководство в направлении реконструкции и отделки в Петербурге и Москве. Ликвидировано как неперспективное направление агропромышленного строительства. При этом отдельными бизнес-единицами стали направления по строительству гостиниц, горнопромышленных предприятий, объектов деревообработки и химической промышленности. Текущее развитие этих секторов позволяют нам говорить о том, что новыми заказами мы будем обеспечены.

Наиболее интересные перспективы развития я вижу в сегменте строительства горнопромышленных предприятий, потому что масштаб объектов здесь очень велик (с инвестициями от 2 миллиардов рублей и более), а конкуренция практически отсутствует. Вообще, найти генерального подрядчика для возведения горнопромышленного предприятия в России довольно сложно. Если вы хотите построить, к примеру, склад - только свистните, и сбежится 10-15 генподрядных организаций. В горной отрасли все гораздо сложнее: у нас в стране попросту нет компаний, которые могут качественно и в срок строить такие объекты. Я очень рассчитываю, что в течение полугода мы получим еще один заказ в этой отрасли, переговоры уже ведутся.

В промышленном направлении для нас сейчас главный объект - завод Hitachi в Твери. Там есть сложности, связанные с ошибками, допущенными на этапе проектирования, во взаимодействии с управляющей компанией. Но все эти проблемы решаются в рабочем режиме, мы к ним привыкли и, думаю, справимся с этим проектом достойно.

По направлению гостиничного строительства удалось получить заказы, которые значительно расширят наши познания и опыт в этой сфере, поскольку предполагают как возведение гостиницы «с нуля» (отель Park Inn в Сочи), так и реновацию существующих отелей советской постройки (гостиницы «Азимут» и «Санкт-Петербург» в Петербурге).

Строительство предприятий химической промышленности было выведено в отдельное направление, поскольку специфика производства (высокое давление, редкие газы, трубы, емкости, компрессоры, огромное количество сварочных работ и прочее) предполагает наличие узких специалистов и проведение уникальных работ. У нас уже есть три объекта в работе, не сказать, что гигантские, но весьма приличные. Как будет развиваться это направление, покажет время, но предпосылки для его развития серьезные - ежегодный рост рынка производства газов увеличивается на 10-15 процентов, а в России сейчас заявлено по меньшей мере 20 таких инвестпроектов.

Недавно мы подписали договор о строительстве бизнес-центра площадью почти 30 тысяч квадратных метров для компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» на Аптекарской набережной. Завершить должны ко второму кварталу 2014 года. Это такой «дворцовый», очень интересный проект. Мы уже вышли на площадку, пока все идет очень хорошо - по проектным решениям, по взаимодействию с клиентом и с подрядчиками. Это начальный этап, идиллия. Таким образом, у нас огромный объем заказов по всем направлениям, теперь нужно суметь их качественно исполнить.

— После анонсирования строительства бизнес-центра для компании «Лукойл» вам поступали новые предложения в сегменте коммерческого строительства?

- У нас есть клиент, который хочет построить бизнес-центр на Пулковском шоссе. Есть запрос на аналогичное строительство и со стороны другой крупной отечественной компании. Правда, пока всплеска интереса со стороны потенциальных заказчиков мы не чувствуем. В Петербурге наступило затишье, особой девелоперской активности не наблюдается.

— С чем это связано? Как вы вообще оцениваете ситуацию, которая происходит сегодня в градостроительной сфере Петербурга? Очень долго казалось, что в этом отношении у нас все хорошо... Что произошло, по вашим оценкам? Причина только в смене городской власти?

- Я считаю, что да. Даже великие компании можно завалить стратегически неверными действиями, а вернее, стратегическим бездействием. В бизнесе такие прецеденты были - Kodak, Nokia. Управленческие ошибки привели к гибели этих гигантов, некогда лидеров рынка. Не думаю, что управление таким мегаполисом, как Петербург, глобально отличается от управления крупным бизнесом.

— Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

- Менять управленцев. Нет сомнения, что у города должен быть лидер, а у лидера должна быть стратегия развития. К примеру, Владимир Яковлев в свое время провозгласил: «Обеспечим город дорогами!» Это была его воля, его стратегическая инициатива, которая не только декларировалась, но и подтверждалась какими-то делами. Во времена его губернаторства данная отрасль получила какую-то динамику. У Валентины Матвиенко возникли амбиции развить промышленность - она ее подтолкнула, когда привела в город несколько автоконцернов. Потом она решила развернуть жилищное строительство - и дала карт-бланш ряду крупных строительных компаний. Надо признать, что это были скорее импульсы, чем стратегия, но хоть что-то делалось. Я не считаю, что Валентина Ивановна была хорошим градоначальником, но внесистемное, ручное управление ей удавалось, движение было. В данный момент в принципе непонятно, чего люди хотят.

— То есть направлений, которые будет развивать новый губернатор, вы пока не видите?

- Не вижу и не слышу. Они должны были появиться с первого дня, нельзя терять время. Чиновник, пришедший руководить городом, должен изначально иметь представление о том, что он собирается делать. Хорошо, мы не будем развивать градостроительную функцию, нам не нужны стройки. Мы переходим от «харда» к «софту» - будем развивать религиозную сферу, национальное самосознание, музейную деятельность, туризм... или будем наводить чистоту в городе, повышать уровень медицинского обслуживания и образования, или займемся спортом. Но я не понимаю, есть ли у губернатора конкретные планы. Уже год городской глава, по моим ощущениям, занимает типичную чиновничью позицию: если я что-то сделаю, меня могут наказать, а если ничего не сделаю, то ничего и не будет.

— Как вынужденное затишье в строительной отрасли отразилось на рынке генподрядных услуг?

- Обострилась конкуренция независимо от сектора, будь то жилье, коммерческая недвижимость, транспортная инфраструктура или промышленное строительство. Объемы рынка в каждом из этих сегментов мы досконально не исследовали, но я понимаю, что емкость сегодняшних заказов намного меньше, чем дееспособность существующих на рынке генподрядчиков. Поэтому и конкуренция очень большая: на каждого заказчика стоит толпа голодных подрядчиков.

— Вы работаете как с иностранными, так и с российскими заказчиками. В чем их принципиальные различия?

- Можно, конечно, делить заказчиков по национальному признаку, но я бы сделал акцент на величину и опытность бизнеса. Дело в том, что мы часто сталкиваемся с крупными международными компаниями, которые не один десяток лет работают в условиях довольно жесткой конкуренции. У них культура ведения бизнеса имеет более длительную и, соответственно, продвинутую историю, чем в России. Это очень опытные заказчики. Они строили в Словении, Бразилии, Бельгии, Японии. Они разбираются в таких вопросах, как бюджетирование и аутсорсинг. Они, как инвесторы, мыслят структурами, бюджетами и сроками. И чаще всего не обманываются. В российском, прежде всего некрупном, бизнесе по-прежнему существует самообман: я построю быстрее и дешевле, чем вы мне предлагаете. В международном бизнесе такого нет - здесь мотивы и цели прозрачны, бюджет и сроки понятны, а ответственные лица заранее известны. В такой ситуации работать гораздо комфортнее и проще.

— Наверняка иностранные заказчики не только опытнее, но и требовательнее.Как проводятся тендеры? На что в первую очередь обращают внимание международные инвесторы при выборе подрядчика?

- Иностранные заказчики прежде всего смотрят на возможности подрядчика. Существует процедура предварительной квалификации, которая показывает, способен или не способен подрядчик построить данный объект. В результате отбирается некий пул равных компаний, которые впоследствии соревнуются между собой по параметрам скорости и цены. У нас же в стране чаще всего учитывается только один параметр - цена. Это глупо, потому что стоимость проекта перед началом строительства очень часто не соответствует его стоимости на конечном этапе. Более того, кроме стоимости самого строительства существуют не менее важные параметры - сервис, качество, накладные расходы, контроль и управление проектом. Сейчас я понимаю, что 40-50 процентов успеха зависит от менеджера проекта со стороны заказчика. В его компетенции находятся многие вопросы, которые могут серьезно облегчить работу, - бюджетные, проектные, организационные. Стройка всегда ставит вопросы, на которые требуются оперативные ответы. Для нас большая удача, если со стороны заказчика попадается человек, готовый брать на себя ответственность и принимать решения, но это редкость. Обычно все уходят в бюрократию, идеальных заказчиков не бывает.

- А заказчики говорят, что идеальных подрядчиков не бывает.

- Да, конечно, нет ни идеальных подрядчиков, ни идеальных заказчиков.

Ссылка: http://souz.conon.ru
Читайте также:






Конон.ру - строительство он-лайн
ЭСИС "Конон.ру", ver. 2.01,
© ООО "Информационные Бизнес Технологии", 2002-2013





  Engineered by:
PlayNext Ltd.
PlayNext Ltd., Software Engeneering Supported by:
bquadro.com
Креативное бюро bquadro.com
The page was last modified: Wed, 26 Sep 2012 05:12:45 GMT