Электронная строительная информационная система Conon.ru - строительство on-line
 




Полезные ссылки:



Распечатать данную страницу (версия для печати) распечатать

Финансирование строительства инфраструктурных объектов

02.04.2015

С ростом объемов жилищного строительства растут и потребности городов в социальной инфраструктуре - это тезис, не требующий доказательства. Однако зачастую застроить гектары земли жилыми домами бывает едва ли не проще и выгоднее, чем возвести детский сад или школу. В рамках международной выставки «ИнтерСтройЭкспо» ведущие игроки строительного рынка и эксперты обсудили наиболее острые вопросы, связанные с обеспечением города и Ленобласти объектами социальной инфраструктуры, сообщает еженедельник «Кто строит в Петербурге» .

Главный вопрос, с которым сегодня сталкиваются застройщики при строительстве соцобъектов в Петербурге,- это вопрос финансирования. Напомним, сегодня Смольный практикует такой подход, при котором инвестор строит объект за свой счет, а потом безвозмездно передает его на баланс города. Кроме того, садики могут строиться по схеме ГЧП, а также в рамках госзаказа с последующим выкупом их у инвестора за счет средств бюджета. В Ленобласти успешно работает схема строительства соцобъектов в обмен на налоги, о которой мы уже не раз писали. В рамках этой программы в прошлом году было введено 13 детских садов более чем на 2 тысячи мест. Однако эта программа работает только в отношении школ и детских садов, другие инфраструктурные объекты область строит на основе государственно-частного партнерства и концессионных соглашений.

Как рассказал первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Максим Кисельников, сегодня готовность региона к реализации концессионных соглашений доведена до 100%. На основе концессии, например, будет реализован проект создания центра медицинской реабилитации в поселке Коммунар Гатчинского района, конкурс по которому объявят в апреле. Действующий региональный закон о ГЧП, по словам г-на Кисельникова, не вполне эффективен, так что наиболее удобным для Ленобласти механизмом стала концессия, на основе которой проводится как строительство, так и реконструкция объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

«Вопрос создания инфраструктуры, в том числе и социальной, для Ленобласти очень актуальный. Регион активно развивается, темпы ввода жилищного строительства одни из самых высоких в стране, увеличиваются население и транспортные потоки, как локальные, так и транзитные. Все перечисленное создает высочайший спрос на создание объектов социальной инфраструктуры. Мы провели исследование и пришли к выводу, что потребности региона в инфраструктуре на ближайшие несколько лет оцениваются в 200 млрд рублей,- это чуть меньше трех суммарных годовых бюджетов региона»,- говорит г-н Кисельников. Поэтому перед правительством региона стоит задача привлечь к созданию инфраструктуры бизнес и инвестиции.

Светлана Батурина, ответственный секретарь экспертного совета Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, рассказывает, что на сегодняшний день строительство объектов инфраструктуры на основе механизма ГЧП становится все более распространенным. «В стране определены 595 проектов ГЧП по строительству доступного жилья, полностью обеспеченного инфраструктурой,- говорит она,- Поскольку сегодня комфортное проживание сводится не к одному отдельно взятому зданию, а к среде в целом».

Г-жа Батурина отмечает, что создание комфортной среды с полным обеспечением районов инфраструктурными объектами в 2014 году удалось закрепить, в том числе и на федеральном уровне. Так, Госдума приняла законы о стратегическом планировании и градостроительных нормативах, в которых закрепляются обязательные к исполнению требования по обеспечению новых развивающихся районов социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.

Стоит отметить, однако, что закон о нормах градостроительного проектирования, который был разработан и на региональном уровне, все еще не приведен к той форме, в которой он устроил бы всех. Так, по мнению Святослава Чубарова, начальника управления анализа и контроля градостроительной документации компании «КВС», нормативы, включенные в НГП, значительно завышены. «На наш взгляд, нельзя применять такие нормативы без учета квартирографии в новостройках, где сегодня до 60-70% квартир - это студии и однокомнатные квартиры. И строительство такого количества детских садов и школ, которые не будут заполнены, приведет только лишь к финансовым затратам застройщиков и перенасыщенности районов соцобъектами»,- считает он. Девелоперы надеются, что в финальном варианте документа их пожелания и доводы все же будут учтены.

Проблема создания социальных объектов стоит во всех регионах страны, но есть она и за рубежом. В Финляндии, где свободных территорий не так много (?!), сегодня стараются строить универсальные объекты, которые можно использовать для нескольких видов деятельности: в неучебное время здания школ, например, трансформируются под досуговые центры для детей, центры социальной работы с гражданами и т.д.

Вопрос финансирования строительства инфраструктурных объектов у наших соседей решается за счет платы за землепользование. Как рассказал директор по развитию бизнеса в бизнес-сегменте «Жилищное строительство в России» компании YIT Rakennus Оу Юкка Пекка Уускоски, монополия на определение использования земли принадлежит местным органам власти - городской или сельской кунте, которая может принимать решение о переводе земель из одной функциональной зоны в другую. «Когда кунта по предложению владельца земли принимает решение об изменении категории землепользования, она взимает с владельца участка плату за землепользование - некую сумму, которую затем орган власти использует на строительство инфраструктуры. В Финляндии считается, что плата за землепользование является наиболее прозрачным инструментом финансирования строительства как твердой, так и мягкой инфраструктуры»,- говорит г-н Уускоски.

Главный плюс такого финансирования в том, что муниципалитету легче управлять процессом строительства инфраструктуры за счет тех средств, которые кунта получила от владельца земельного участка за изменение категории земли. «В этом случае и мы точно знаем, сколько заплатим»,- добавляет спикер.

В Финляндии не существует такой практики, когда инвестора обязывают построить какое-то количество школ, детских садов или иных объектов, он сам понимает, что для создания хорошей жизненной среды необходима инфраструктура. Г-н Уускоски считает, что финская схема финансирования строительства может быть применена в России, и говорит, что компания YIT со своей стороны готова поделиться опытом с уполномоченными органами власти, регулирующими земельные отношения, и помочь в приспособлении такой схемы к российским условиям.

Читайте также:






Конон.ру - строительство он-лайн
ЭСИС "Конон.ру", ver. 2.01,
© ООО "Информационные Бизнес Технологии", 2002-2017





  Engineered by:
Supported by:
bquadro.ru
Креативное бюро bquadro.ru

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (24)

The page was last modified: Wed, 01 Apr 2015 09:57:26 GMT