www.conon.ru

Строительство on-line





Строительство пятизвездочного отеля «Ritz Carlton» с подземным пятиуровневым пространством на улице Тверской в Москве

19.11.2004
Фирма: ООО Инженерное бюро Юркевича
Автор: Павел Юркевич
Пятизвездочный отель «Ritz Carlton» с подземным пятиуровневым пространством. Продольный разрез.
Пятизвездочный отель «Ritz Carlton» с подземным пятиуровневым пространством. Продольный разрез.
Строительство пятизвездочного отеля «Ritz Carlton» с подземным пятиуровневым пространством. Ситуационный план на стадии завершения экскавации.
Строительство пятизвездочного отеля «Ritz Carlton» с подземным пятиуровневым пространством. Ситуационный план на стадии завершения экскавации.
В таких условиях возводились ограждение котлована из буросекущихся свай и буровые колонны.
В таких условиях возводились ограждение котлована из буросекущихся свай и буровые колонны.
Устройство выравнивающей стяжки из цементно-песчаного раствора на подготовленном грунтовом основании перед возведением захватки перекрытия над 3-м подземным этажом в зоне рампы.
Устройство выравнивающей стяжки из цементно-песчаного раствора на подготовленном грунтовом основании перед возведением захватки перекрытия над 3-м подземным этажом в зоне рампы.

Введение

Весной 2003 г. началось строительство отеля международного класса категории 5* по улице Тверская на месте снесенной по решению Правительства Москвы 24-этажной гостиницы «Интурист» с двухэтажным подземным пространством.

Вначале проектирование отеля велось под будущего оператора – «Hilton», но после смены инвестора в 2004 г. было решено повысить уровень отеля и привести планировки, а также требования эксплуатации, к более высоким стандартам нового оператора – «Ritz Carlton».

Смена инвестора и оператора отеля во время строительства, не могли не сказаться на сроках его проектирования и строительства. Вот почему рабочее проектирование этого престижного, но очень непростого объекта, несколько затянулось и ведется параллельно со строительством теперь уже в чрезвычайно сжатые сроки.

Проекты организации специальных геотехнических и общестроительных работ при возведении нулевого цикла, а также конструкций ограждения котлована и буровых колонн, разработаны нами по заказу ЗАО «Объединение «Ингеоком», проектирование монолитных железобетонных конструкций и гидроизоляции нулевого цикла ведется по заказу «Red Square Development Company» Ltd.

Автором и координатором проекта пятизвездочного отеля «Ritz Carlton» является мастерская № 22 ОАО «Моспроект».

Технология строительства нулевого цикла

Разборка оставленных в котловане после сноса гостиницы «Интурист» старых фундаментов и конструкций продолжалась более года, выполнялась с соблюдением мер повышенной безопасности и параллельно с устройством форшахт для возведения ограждения котлована из буросекущихся свай, а также отсыпкой пригрузочных берм шириной по гребню не менее 12 м.

Обнаруженный у здания гостиницы «Националь» крупный фрагмент монолитной железобетонной фундаментной плиты, оставшийся от снесенной гостиницы «Интурист», приспосабливался под форшахты для возведения стен ограждения котлована из буросекущихся свай. Предварительно выполнялись внешние ветви форшахт шириной и высотой ~ 90 см, вплотную примыкавшие к фундаментам гостиницы «Националь» и объединявшиеся со старой фундаментной плитой посредством забуриваемых арматурных стержневых анкеров. Затем в плите специальными дисковыми пилами выпиливались прорези шириной 850 мм, возводились внутренние ветви форшахт аналогичным внешним ветвям образом, но шириной 30 см, пространство между ветвями форшахт засыпалось трамбуемым песком, изнутри котлована отсыпались пригрузочные бермы. Работы выполнялись захватками длиной не более 9 м и в шахматном порядке.

Полностью удалить старую фундаментную плиту гостиницы «Интурист» удалось лишь после возведения стен ограждения котлована из буросекущихся свай и устройства обвязочного монолитного ж.б. пояса над ними.

Со стороны театра им. М.Н. Ермоловой под внешние ветви форшахт приспосабливались подпорные конструкции снесенной гостиницы «Интурист», усиленные при разборке моно-литными бетонными поясами-пригрузами. Внутренние ветви форшахт высотой 3 м выполнялись толщиной 25 см и в виде «L»-образных подпорных стен. Пространство между ветвями форшахт засыпалось трамбуемым песком после отсыпки пригрузочных берм. Предварительно между ветвями форшахт станавливались деревянные распорки из подтоварника. Здесь не обошлось без подрубки бетонных поясов-пригрузов и выравнивания бетоном бро-шенных старых конструкций. В наиболее опасных зонах при выполнении форшахт со сторо-ны театра им. М.Н. Ермоловой использовалась временная металлическая подкосная крепь, вырезаемая уже после отсыпки пригрузочных берм. Подкосная крепь упиралась в монолитные ж.б. буровые колонны, выполненные к тому времени с плиты рабочего уровня на дне котлована.

Схожим образом под защитой временной металлической подкосной крепи разбирались все старые брошенные в котловане в виде террас конструкции, подрубались бетонные пояса-пригрузы усиления коллектора мелкого заложения со стороны улицы Тверской, выполнялись ветви форшахт и пригрузочные бермы.

Типовые форшахты без специальных мер обеспечения безопасности строительства удалось использовать лишь на крайне незначительных участках периметра ограждения котлована.

Как уже отмечалось, строительство нового отеля решено было выполнять без засыпки оставшегося после сноса гостиницы «Интурист» котлована глубиной около 8 м, восходившего террасами к его бортам. И в этом был свой резон, поскольку именно по бортам было брошено немало старых конструкций и фундаментов, разборка которых была опасной, а выполнение ограждающих стен из буросекущихся свай и буровых колонн, без удаления которых, было просто невозможным.

Поскольку подошвы фундаментов гостиницы «Националь», примыкавшие вплотную к воз-водимому ограждению котлована, оказались после сноса гостиницы «Интурист» на 1 м выше, а лоток коллектора мелкого заложения на 2 м выше, чем дно котлована, иного выхода, как поднять уровень форшахт на 3 м и возводить ограждение с отсыпаемых пригрузочных берм не осталось.

Вот почему ограждение котлована размером в плане 81х80 (49) м и глубиной 18,5 м выпол-нено с временных грунтовых пригрузочных берм. В качестве ограждающих использованы стены из буросекущихся свай диаметром 83 см общей площадью 6035 м2.

Подготовительные работы на строительстве нулевого цикла включали также устройство тех-нологических дорог из сборных железобетонных плит и монолитных железобетонных плит рабочего уровня.

Буровые колонны выполнялись в ряд этапов и параллельно с возведением ограждения котлована из буросекущихся свай. Вначале с уровня дна котлована и без разборки существовавших по его бортам старых конструкций, а также за пределами съезда в котлован со сто-роны гостиницы «Националь», были возведены колонны, не требовавшие предварительного устройства ограждения и переноса съезда. Затем по мере завершения участков стен ограждения котлована из буросекущихся свай и устройства по их верху обвязочного монолитного ж.б. пояса, а также после разборки старых брошенных конструкций гостиницы «Интурист», возводились буровые колонны вдоль стен. В последнюю очередь возводились буро-вые колонны на месте существовавшего съезда в котлован со стороны гостиницы «Националь».

С учетом схемы загружения буровых колонн и их положения по отношению к сервисному тоннелю метрополитена глубокого заложения было сформировано шесть основных групп колонн: три группы по армированию и три - по глубине заложения.

Основные буровые колонны выполнены стандартной глубины – 20 м от уровня дна существовавшего котлована. Буровые колонны, оказавшиеся над тоннелем, приняты укороченными и вывешиваются с помощью временных железобетонных балок-стенок, выполняемых на 2-м подземном этаже, а также временной металлической диагональной крепи, устанавливаемой на 3-м и 4-м подземных этажах в створе балок-стенок.

На основных стадиях строительства в вывешиваемых колоннах возникают растягивающие усилия, на завершающей стадии строительства или после подведения фундаментной плиты и ликвидации временных железобетонных балок-стенок и металлической диагональной крепи, также на стадии эксплуатации – сжимающие усилия. Временные железобетонные балки-стенки и металлическая крепь перераспределяют усилия с вывешиваемых буровых колонн на соседние, возведенные по обе стороны сервисного тоннеля и заглубленные ниже его лотка. С этой целью пришлось выполнить 7 дополнительных буровых колонн.

Наиболее нагруженные буровые колонны, заключаемые по ходу возведения конструкций подземных этажей в монолитные ж.б. обоймы, приняты двух типов по армированию: особо усиленные арматурные каркасы выполнены по углам атриума в надземной части здания, уси-ленные под надземной частью за пределами атриума. Облегченные арматурные каркасы применялись под дворовой частью здания и непосредственно под атриумом.

Для вывески лифтовых шахт, лестничных клеток и рампы также были предусмотрены до-полнительные буровые колонны, позволяющие сооружать по схеме «сверху-вниз» все без исключения несущие конструкции 3-го – 5-го подземных, а по схеме «снизу-вверх» – 2-го и 1-го подземных и 1-го – 7-го надземных этажей.

После завершения всех специальных геотехнических работ началось возведение монолитно-го ж.б. перекрытия над 3-м подземным этажом безопалубочным способом на подготовлен-ном грунтовом основании.

Подготовка грунтового основания заключалась во втрамбовывании в грунт щебня известня-ка, по которому сверху укладывался выравнивающей слой цементно-песчаной стяжки из раствора М200 толщиной около 5 см). На участках, где после планировочной срезки грунта вскрывались пески крупные и средней крупности без прослоев глин, супесей и суглинков, щебеночную подготовку допускалось не выполнять. Однако с учетом дождливой погоды щебеночная подготовка выполнялась повсеместно, хотя и минимальной толщины.

Для исключения адгезии стяжки и бетона перекрытия, а также достижения высокого качества лицевой поверхности, до выполнения армирования поверхность стяжки закрывалась полиэтиленовой или полипропиленовой пленкой толщиной около 0,5 мм.

По мере завершения захваток перекрытия над 3-м подземным этажом традиционным спосо-бом (с использованием инвентарных опалубок в открытом котловане) возводились внутренние монолитные ж.б. несущие конструкции 2-го подземного этажа: стены лифтовых и венти-ляционных шахт, стены и пандус рампы, лестничные клетки, колонны, прижимные стены гидроизоляции, а также временные ж.б. балки-стенки.

До возведения этого перекрытия в ограждающих стенах из буросекущихся свай вырубались опорные штрабы. Затем после выравнивания поверхности стен и шраб цементно-песчаным раствором выполнялась гидроизоляция штраб двумя слоями «Изопласта» ЭПП-4,0. Гидроизоляция защищалась геотекстилем плотностью 600 г/м2 и прикрывалась полиэтиленовой пленкой толщиной не менее 0,16 мм, чтобы препятствовать пропитке геотекстиля цемент-ным молоком при бетонировании перекрытия.

Возведению прижимных стен предшествовала гидроизоляция ограждающих стен из буросекущихся свай по выравнивающему слою цементно-песчаного раствора М200, армированному сварной сеткой из проволоки Вр-I диаметром 3 мм с шагом 50х50 мм, с конструкцией гидроизоляции аналогичной гидроизоляции штраб.

Роботы по сооружению перекрытия над 3-м подземным этажом и несущих конструкций 2-го подземного этажа пришлось выполнять с особой осторожностью и под защитой временной металлической подкосной крепи со стороны, примыкавшей вплотную, к гостинице «Националь», поскольку еще в процессе возведения ограждения котлована из буросекущихся свай осадки фундаментов этого здания достигли 8-24 мм.

Учитывая, что для возведения перекрытия требовалось углубить котлован на 1 м, а вдоль ограждения для выполнения и гидроизоляции штраб отрыть траншею глубиной 2 м, когда ве-личина консольной части ограждения котлована достигла бы 5 м, иного пути для минимиза-ции приращения деформаций, как установить временную металлическую подкосную крепь, не оставалось. Эта крепь подпирала обвязочные монолитные ж.б. балки, выполненные по верху стен из буросекущихся свай, и упиралась в головные части буровых колонн, специально обетонированные в плоскости временной монолитной ж.б. плиты рабочего уровня, с которой они возводились.

Временная металлическая подкосная крепь снималась по мере возведения примыкавших к ограждению котлована захваток перекрытия над 3-м подземным этажом и позволила снизить суммарные величины осадок фундаментов.

Для сокращения продолжительности строительства башенный кран решено было установить сразу же после бетонирования захватки перекрытия над 3-м подземным этажом безопалубочным способом на подготовленном грунтовом основании.

Оптимальным местом для установки в этом случае стал участок перекрытия толщиной 1 м, служивший распределительной плитой под центральным ядром лифтовых шахт, связываю-щих 2-й и 1-й подземные этажи со всеми надземными. Башенный кран «Potain» с вылетом стрелы 60 м, установленный здесь, позволил без «мертвых зон» обслуживать сооружение двух подземных этажей в открытом котловане и всех надземных этажей, а также ускорить ликвидацию временного съезда в котлован.

С целью существенного снижения использования временной металлической крепи и влияния строительства на окружающие здания возведение рампы со 2-го по 4-й подземные этажи принято опережающим по отношению к поярусной разработке грунта в котловане под нею.

Аналогичное решение успешно было применено нами впервые в России на строительстве подземной пятиуровневой автостоянки МФГЦ «Альфа-Арбат-Центр».

Между зданием гостиницы «Националь» и возводимыми надземными этажами здания отеля «Ritz Carlton» после завершения перекрытия на отм. 0,00 м и набора бетоном захваток дворовой части полной проектной прочности организовывается временная строительная площадка. Перекрытие здесь было рассчитано на заезд грузовых автомобилей, автобетоносмесителей, работу на нем грейферных экскаваторов, а также заезд пожарных машин во время эксплуатации.

Для выдачи грунта в процессе экскавации под защитой перекрытий вне контура фасадных стен предусмотрено три монтажных проема: два в зоне временной строительной площадки над перекрытием на отм. 0,00 м и один в зоне рампы. Такая схема расположения монтажных проемов позволяет беспрепятственно возводить надземные этажи здания отеля параллельно с экскавацией и возведением подземных этажей.

Экскавация грунта под защитой перекрытия над 3-м подземным этажом начинается из двух монтажных проемов – одного в дворовой части и другого в рампе. Стартовые котлованы разрабатываются двумя экскаваторами «Hitachi EX200-5» с грейферным оборудованием и двумя малогабаритными экскаваторами «Cat 307». Дальнейшая экскавация яруса котлована высотой 3,4 м осуществляется с использованием трех монтажных проемов двумя экскаваторами «Hitachi EX200-5» и одним «Atlas 1704» с грейферным оборудованием, пятью малогабаритными экскаваторами «Cat 307» и тремя фронтальными автопогрузчиками «Hitachi W130». Расчетная производительность экскавации – 1100 м3/сутки при трехсменной работе.

Собственно экскавация осуществляется автопогрузчиками «Hitachi W130», поскольку малогабаритные экскаваторы используются лишь для разрыхления грунта и перекидки его из труднодоступных мест. Высота яруса экскавации 3,4 м в свету или фактически с перебором 40 см принята из условия беспрепятственного перемещения под перекрытием автопогрузчиков, т.к. между уровнями верха перекрытий над 3-м и 4-м этажами всего 3 м.

Разрабатываемый песчаный грунт в количестве, необходимом для выполнения песчано-щебеночной подготовки при возведении перекрытия над 4-м подземным этажом безопалубочным способом, временно складируется на дне котлована этого яруса.

Параллельно с экскавацией грунта выполняется песчано-щебеночная подготовка общей тол-щиной 35 см, послойно виброуплотняемая с помощью ручного катка типа BW60S, а также выравнивающая стяжка из цементно-песчаного раствора М200 толщиной до 5 см. Стяжка выравнивается виброрейками по направляющим деревянным рейкам, предварительно установленным под геодезическим контролем. При необходимости лицевая поверхность выравнивающей стяжки дополнительно шлифуется.

При возведении перекрытия над 4-м подземным этажом безопалубочным способом поверхность стяжки также как и при возведении перекрытия над 3-м подземным этажом закрывалась полиэтиленовой или полипропиленовой пленкой толщиной около 0,5 мм.

По мере завершения захваток этого перекрытия возводятся внутренние несущие конструкции 3-го подземного этажа: стены и пандусы въездной рампы, противопожарные стены, стены лифтовых шахт и лестничные клетки, обоймы усиления буровых колонн, а после завершения гидроизоляции ограждающих стен – прижимные стены. Для подачи бетонной смеси при бетонировании упомянутых конструкций в вышерасположенном перекрытии над 3-м подземным этажом предусмотрены специальные отверстия, формируемые закладными ПВХ-трубами внутренним диаметром 100 мм. Закладные трубы устанавливаются в процессе возведения перекрытия над 3-м подземным этажом и извлекаются неделю спустя после бетони-рования внутренних конструкций 2-го подземного этажа над ними.

Экскавация грунта под защитой перекрытия над 4-м подземным этажом начинается по истечении двух недель со дня завершения бетонирования последней его захватки, производится полностью аналогичным предыдущему ярусу экскавации образом и параллельно с продолжающимся возведением внутренних несущих монолитных железобетонных конструкций 3-го подземного этажа.

Технология и порядок возведения перекрытия над 5-м подземным этажом и внутренних несущих конструкций 4-го подземного этажа полностью аналогичны возведению перекрытия и внутренних монолитных железобетонных несущих конструкций на вышерасположенном этаже.

Экскавация грунта на последнем ярусе котлована или под защитой перекрытия над 5-м подземным этажом отличается от двух предыдущих ярусов только тем, что высота яруса составляет 4,7 м и при его экскавации на глубину до 2-2,5 м вскрывается толща Измайловских разрушенных известняков низкой прочности. Для разрушения блоков известняков малогабаритные экскаваторы «Cat 307» оборудуются навесными гидромолотами. Средняя расчетная производительность экскавации грунта на этом ярусе при трехсменной работе принята 900 м3/сутки.

Возведение фундаментной плиты производится отдельными захватками и параллельно с экскавацией, а также с опережающим выполнением песчано-щебеночной подготовки общей толщиной 15 см, бетонной подготовки толщиной 120 мм, гидроизоляции со страховочным дренажным слоем и ее защиты армированным слоем бетона толщиной не менее 60 мм. Бетонная подготовка при этом выполняется с разуклонкой более 0,3% в сторону водоотводных приямков внутренней системы пожаротушения.

Непосредственно над сервисным тоннелем метрополитена глубокого заложения под бетон-ной подготовкой укладываются экструдированные пенополистирольные блоки расчетной толщины и несущей способности, смятие которых во время строительства и на стадии эксплуатации не позволяет загружать грунтовый массив над тоннелем. Фундаментная плита в этой зоне принята увеличенной до 2,2 м толщиной и рассчитана без учета упругого отпора грунта.

Параллельно с фундаментной плитой и аналогичным вышележащим двум этажам образом возводятся внутренние несущие конструкции 5-го подземного этажа: стены и пандусы въездной рампы, противопожарные стены, стены лифтовых шахт и лестничные клетки, обоймы усиления буровых колонн, а после завершения гидроизоляции ограждающих стен – прижимные стены.

Демонтаж временной металлической крепи и удаление временных монолитных железобетонных балок-стенок, использующихся для вывески буровых колонн над сервисным тоннелем метрополитена глубокого заложения, разрешается лишь после полного завершения возведения всех несущих конструкций нулевого цикла и набора бетоном этих конструкций 100% проектной прочности.

Поскольку стены ограждения котлована из буросекущихся свай заглублены в кровлю Перхуровских известняков, пронизав насквозь толщу водоупорных мергелистых глин Мещеряковской толщи, экскавация котлована осуществляться в зоне влияния только двух, практически «гидравлически несвязанных» и безнапорных уровней грунтовых вод:

- верховодки, приуроченной к кровле флювиогляциальных суглинков;

- вод Измайловской толщи, приуроченных к кровле Мещеряковских мергелистых глин.

Для исключения проблем экскавации грунта под защитой перекрытий предусмотрен внутри-котлованный опережающий открытый водоотлив из шести перекладываемых водосборных колодцев двумя основными и одним резервным насосами «ГНОМ 25-20».

Нормальные условия работы под землей обеспечиваются приточной и вытяжной (принудительной) временной вентиляцией. При производстве работ в зимних условиях подаваемый под землю воздух подогревается калориферными установками.

Безопасность строительства нулевого цикла и здания отеля в целом, а также минимизация влияния строительства на окружающие сохраняемые здания и сооружения, обеспечиваются деформационным мониторингом.

Мониторинг производится за вертикальными деформациями фундаментов близлежащих зданий и коллектора мелкого заложения, плановыми и вертикальными деформациями несущих конструкций нулевого цикла отеля и обделки сервисного тоннеля метрополитена глубокого заложения.

Заключение

Очевидно, что проектирование и строительство в крайне стесненных условиях, к тому же при наличии большого числа оставляемых в котловане после сноса гостиницы «Интурист» старых конструкций, было плохо подготовлено. В результате произошли существенные потери полезных площадей подземного пространства по сравнению с планировавшимися архитекторами, усложнились подготовительные работы, увеличилась продолжительность строительства.

На основании этого опыта хотелось бы посоветовать генеральным проектировщикам – прежде чем начинать снос очередных старых зданий в плотной городской застройке под строительство новых, тем более обладающих двухуровневым подземным пространством, обязательно выполняйте детальные предпроектные проработки по увязке технологий разборки сносимых зданий и строительства нулевых циклов новых, оценивая возможности реализации задуманного архитекторами.

Другие публикации - http://www.yurkevich.ru/5r.php

Ссылка: http://www.yurkevich.ru
Контактный телефон: +7 (095) 241-0711
Контактный E-mail:
Кратко о фирме-авторе:
ООО Инженерное бюро Юркевича ООО Инженерное бюро Юркевича
Регион: Россия, Москва
Адрес: 119002, г. Москва, Б. Власьевский пер., д. 14, стр.2
Телефоны: +7 (095) 241-0711
E-Mail:
Контактное лицо: Виктор Юркевич



Конон.ру - строительство он-лайн
ЭСИС "Конон.ру", ver. 2.01,
© ООО "Информационные Бизнес Технологии", 2002-2020





  Engineered by:
Supported by:
bquadro.ru
Креативное бюро bquadro.ru

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (28)

The page was last modified: Fri, 04 Jan 2008 11:59:25 GMT