Обострившиеся проблемы с транзитом газа через Украину придали новый импульс строительству второй очереди Северо-Европейского газопровода (СЕГ), сообщают "С.-Петербургские ведомости". Задачу ускорить процесс поставил президент России Дмитрий Медведев. Но и без этого распоряжения уже начались работы и на Неве выше Ладожского моста (почти у истока), и на Сайменском канале.
Напомним, первая нитка «Северного потока» протяженностью 1,2 тысячи км, пройдя по территории Ленобласти, от бухты Портовая под Выборгом по дну Балтики идет к побережью Германии в районе Грайфсвальда. Цель проекта – увеличение поставок голубого топлива на европейский рынок, снижение зависимости и потерь от транзитных стран – прежде всего Украины. В ноябре 2011 года первая очередь газопровода начала поставлять российский газ в Европу.
Тем временем прошел открытый конкурс на строительство восьми участков второй нитки «Северного потока», общая протяженность этих участков – более 700 км. Речь идет о подземном газопроводе «Грязовец – Выборг». В числе первых приступили к работе бригады «Тоннельного отряда-4» «Метростроя», развернувшие стройплощадки на берегах Невы, где полвека назад стояли военные редуты защитников Ленинграда.
– Второй заход под Неву нам удалось выполнить значительно быстрее первого, который мы начинали три года назад, – рассказывает начальник «Тоннельного отряда-4» Николай Зубов. – За два месяца без остановки судоходства на 25-метровой глубине был построен тоннель длиной 750 метров. Диаметр – два метра. А теперь точно такой же подводный объект уже для второй нитки прошли на десять дней быстрее. Питерские подземщики не только успешно прокладывают скоростные трассы под городом, но и мастерски возводят тоннели других назначений. Для этого в рамках технологического перевооружения был приобретен современный комплекс для микротоннелирования. В нем роль маркшейдера, прокладывающего трассу продвижения под землей, выполняет лазерный наводчик. Он, кстати, и подскажет в тупиковой ситуации, каким образом быстро и грамотно обойти возникшее препятствие. Так, в частности, было в прошлом году при прокладке первой нитки «Северного потока», во время проходки тоннеля под Сайменским каналом в Выборгском районе Ленобласти.
– Там пришлось даже труднее, чем под Невой, – уточняет Зубов. – Хотя тоннель под Саймой в три раза короче, 250 м, зато очень сложные грунты, от скальных пород до водонасыщенных песков и глин.
В итоге лазерный маркшейдер неоднократно менял угол наклона в зависимости от геологической обстановки. На Сайме пришлось использовать дополнительное новое оборудование. Теперь подземщики, наученные прошлогодним опытом, внесли коррективы в технологию проходки. Электронный проходческий щит оснащен более надежным режущим механизмом, технологи разработали методику использования в скалах взрывных приемов.
На днях, завершив основные работы под Невой, подземщики вновь перебазировались под Выборг. Начали с 18-метрового стартового котлована. Борта его, чтобы предотвратить подвижки грунтов, укрепляются специальными устройствами. И лишь после этого в котлован опустят режущий механизм и прочие узлы электронного «крота». В том числе насосы для подачи воды в забой и откачивания образующейся пульпы, лазерный теодолит для подземной ориентации комбайна, четыре мощных домкрата, первую 8-метровую железобетонную трубу. Все это намертво закрепят на специальной раме. Совсем немного времени остается до того момента, когда обоюдоострые резцы «крота» начнут буравить глины и пески под дном Сайменского канала. И когда выберут из отстойников пульпу, первая 8-метровая труба будет втянута в проложенный «кротом» тоннель. В торец первой трубы уложат последующие на все 250 метров. Стыки зачеканят, из приемного бункера на противоположном берегу Саймы монтажники поднимут все узлы электронного «крота» и поедут на новое задание. Только на второй очереди «Северного потока» им предстоит проложить еще 1500 метров различных тоннелей – под железнодорожными путями, автомагистралями, другими наземными объектами.
А следом пойдут газовики-линейщики, которые в метростроевских тоннелях проложат стальные трассы для голубого топлива СЕГ. С помощью кранов и специальных лебедок стометровые плети газовых труб уже протягивают в тоннель под Невой. Так смонтируют весь 750-метровый подводный участок, состыкуют его с уложенным газопроводом. Под мощным давлением проведут испытания, и нынешней осенью нитка СЕГ должна войти в строй. При этом уже сегодня проектировщики работают над материалами по третьей и четвертой линиям «Северного потока».