www.conon.ru

Строительство on-line





Кластерный путь развития Ленинградской области

01.08.2013

Осенью 2013 года правительство Ленинградской области планирует утвердить инвестиционную стратегию региона до 2025 года. Документ совместно разрабатывают центр стратегических разработок «Северо-Запад» и комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, сообщает «Деловой Петербург». Авторы делают ставку на кластерное развитие региона. В числе приоритетных отраслей — автомобилестроение, химическое и нефтехимическое производства, логистика, производство строительных материалов и энергетика. Сельское хозяйство по степени значимости отнесено к отраслям второго уровня вместе с пищевой, машиностроительной промышленностью, лесозаготовкой и обработкой, а также торговлей и туризмом.

Реализация стратегии позволит привлечь в экономику Ленобласти свыше 1 трлн рублей к 2025 году против 330 млрд по итогам 2012-го. ВВП региона к этому сроку увеличится почти в 4 раза и составит 2,24 трлн рублей.

В варианте стратегии, который правительство рассматривало месяц назад, основной упор делается на прилегающие к Петербургу районы — Всеволожский, Гатчинский, Выборгский. Авторы стратегии поясняют: примерно 8о% инвестиций и 46% населения сосредоточены именно в пригородной зоне. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко потребовал, чтобы разработчики обратили особое внимание на развитие отдаленных территорий: Тихвина, Волкова, Подпорожья, Бокситогорска и т. д.

На фоне остальных регионов и среднероссийских показателей экономического развития Ленобласть выглядит неплохо. За последние го лет экономика региона выросла в 6 раз: в 2011 году ВРП достиг 573 млрд рублей (в 2001-м был 75,9 млрд). Объем инвестиций в основной капитал предприятий увеличился с 68,6 млрд рублей в 2004 году до 304,8 млрд в 2011-м. Среднегодовой рост ВРП в период 2000-2011 годов в Ленобласти составлял 8,6%, в Петербурге — 7,7%, в РФ — 5,3%, среднегодовой индекс промпроизводства в тот же период в области — 10,2, в Петербурге — 6,7, в РФ — 4,4.

Однако, считают в правительстве Ленобласти, бурный рост экономики региона, наблюдавшийся в последнее десятилетие, в ближайшие годы сменится очень умеренной динамикой. Она продлится 20 лет. Причины этого — кризисные явления в общемировой экономике и рост конкуренции во многих сферах в связи с вступлением России в ВТО. Так, упадут объемы производства в пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленностях, машиностроении, производстве стройматериалов и др.

Экономика Ленобласти уязвима по целому ряду показателей. Например, развитие районов неравномерно: периферийные уступают тем, которые граничат с Петербургом. В регионе мало инновационных предприятий, плохо развита дорожная сеть, численность населения уменьшается, в промышленности не хватает квалифицированных специалистов. По мнению областных чиновников, эффективнее всего можно решить эти проблемы благодаря кластерному развитию экономики. Причем к уже сложившимся в каждом районе направлениям добавят новые, которые считаются для данной территории перспективными. Например, Бокситогорский район, где уже существуют предприятия химической, добывающей, металлургической промышленностей («Русал Бокситогорский глинозем», «Пикалевский глиноземный завод — СУАЛ», «Метахим», «Биохим завод»), предлагается дополнить строительным кластером. Гатчинский район, где представлены машиностроение, пищевое производство, деревообработка и пр. (заводы «Кризо», «Буревестник», «Электронстандарт», Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования, Гатчинский молочный завод и др.), будет развиваться как туристический и инновационный центр. Способы, которыми власти обещают помогать бизнесменам, традиционны: в рамках тематических кластеров снизят налоги и бюрократические барьеры, область поможет с созданием инфраструктуры, финансированием модернизации предприятий и пр.

Участники рынка считают, что направления развития региона определены правильно. «Кластерные проекты позволят рассматривать строительный комплекс как единую конкурентоспособную структуру, которая может эффективно осваивать и реализовывать крупнейшие строительные проекты», — говорит генеральный директор ООО «Н+Н» Надежда Солдаткина.

«Производство автокомпонентов — одно из самых перспективных направлений для Ленобласти. В мире принято размещать такие предприятия не только непосредственно рядом с заводами автопроизводителей, оптимальным считается расстояние до 200 км. С участками под застройку проблем не будет — в Ленобласти много земли», — уверена представитель Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов на Северо-Западе Майя Свиридова. От властей потребуется только координационная помощь, содействие в обеспечении кадрами для предприятий.

Однако территориальное распределение кластеров вызывает вопросы. Например, производство автокомпонентов решено сосредоточить в Тосненском районе, в то время как соответствующие предприятия есть в Ломоносовском («Теннеко Аутомотив»), Лужском («Форесия АДП»), Всеволожском («Гестамп Северсталь Всеволожск») и других районах Ленобласти.

Химический кластер будет в Тосно, а не в Бокситогорске, где сосредоточены крупнейшие химпредприятия, владельцы которых строят планы по их активному развитию. Например, холдинг «ФосАгро» строит завод по производству сложных удобрений и модернизирует производство предприятий, входящих в «Метахим».

Строительных кластеров предполагается создать три: в Бокситогорске, Приозерске и Сланцах. Эксперты затрудняются оценить логичность выбранных районов, пока не станут известны детали кластерных планов.

«Создать прогрессирующий строительный кластер — задача не из простых», — считает Надежда Солдаткина. Она отмечает, что в отрасли взаимосвязаны несколько направлений: проектно-конструкторские, производственные и строительно-монтажные компании, поставщики строительных материалов и услуг, производители стройматериалов и строительные компании.

При развитии строительных кластеров нужно территориально и организационно увязать эти направления друг с другом. Причем так, чтобы обеспечить разумную конкуренцию между предприятиями.

«Для многих отраслей важна не столько поддержка властей, сколько транспортная доступность — например, для логистики, — отмечает генеральный директор ГК «Энерго» Азат Григорьян. — У нас логистические комплексы очень завязаны на КАД. Если кластер будет где-нибудь в Сланцах, то, несмотря на любые льготы, там никто не будет строить. Вот если бы власти Ленобласти помогли участникам рынка во взаимоотношениях с монополистами, то низкий им поклон». Впрочем, пока область не утвердит конкретный план реализации стратегии, рано рассуждать о ее эффективности.




Конон.ру - строительство он-лайн
ЭСИС "Конон.ру", ver. 2.01,
© ООО "Информационные Бизнес Технологии", 2002-2013





  Engineered by:
PlayNext Ltd.
PlayNext Ltd., Software Engeneering Supported by:
bquadro.com
Креативное бюро bquadro.com
The page was last modified: Thu, 01 Aug 2013 03:24:00 GMT