Электронная строительная информационная система www.Conon.ru - строительство on-line
 





кондиционер москва

Полезные ссылки:


Распечатать данную страницу (версия для печати) распечатать

Кластерный путь развития Ленинградской области

01.08.2013

Осенью 2013 года правительство Ленинградской области планирует утвердить инвестиционную стратегию региона до 2025 года. Документ совместно разрабатывают центр стратегических разработок «Северо-Запад» и комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти, сообщает «Деловой Петербург». Авторы делают ставку на кластерное развитие региона. В числе приоритетных отраслей — автомобилестроение, химическое и нефтехимическое производства, логистика, производство строительных материалов и энергетика. Сельское хозяйство по степени значимости отнесено к отраслям второго уровня вместе с пищевой, машиностроительной промышленностью, лесозаготовкой и обработкой, а также торговлей и туризмом.

Реализация стратегии позволит привлечь в экономику Ленобласти свыше 1 трлн рублей к 2025 году против 330 млрд по итогам 2012-го. ВВП региона к этому сроку увеличится почти в 4 раза и составит 2,24 трлн рублей.

В варианте стратегии, который правительство рассматривало месяц назад, основной упор делается на прилегающие к Петербургу районы — Всеволожский, Гатчинский, Выборгский. Авторы стратегии поясняют: примерно 8о% инвестиций и 46% населения сосредоточены именно в пригородной зоне. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко потребовал, чтобы разработчики обратили особое внимание на развитие отдаленных территорий: Тихвина, Волкова, Подпорожья, Бокситогорска и т. д.

На фоне остальных регионов и среднероссийских показателей экономического развития Ленобласть выглядит неплохо. За последние го лет экономика региона выросла в 6 раз: в 2011 году ВРП достиг 573 млрд рублей (в 2001-м был 75,9 млрд). Объем инвестиций в основной капитал предприятий увеличился с 68,6 млрд рублей в 2004 году до 304,8 млрд в 2011-м. Среднегодовой рост ВРП в период 2000-2011 годов в Ленобласти составлял 8,6%, в Петербурге — 7,7%, в РФ — 5,3%, среднегодовой индекс промпроизводства в тот же период в области — 10,2, в Петербурге — 6,7, в РФ — 4,4.

Однако, считают в правительстве Ленобласти, бурный рост экономики региона, наблюдавшийся в последнее десятилетие, в ближайшие годы сменится очень умеренной динамикой. Она продлится 20 лет. Причины этого — кризисные явления в общемировой экономике и рост конкуренции во многих сферах в связи с вступлением России в ВТО. Так, упадут объемы производства в пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленностях, машиностроении, производстве стройматериалов и др.

Экономика Ленобласти уязвима по целому ряду показателей. Например, развитие районов неравномерно: периферийные уступают тем, которые граничат с Петербургом. В регионе мало инновационных предприятий, плохо развита дорожная сеть, численность населения уменьшается, в промышленности не хватает квалифицированных специалистов. По мнению областных чиновников, эффективнее всего можно решить эти проблемы благодаря кластерному развитию экономики. Причем к уже сложившимся в каждом районе направлениям добавят новые, которые считаются для данной территории перспективными. Например, Бокситогорский район, где уже существуют предприятия химической, добывающей, металлургической промышленностей («Русал Бокситогорский глинозем», «Пикалевский глиноземный завод — СУАЛ», «Метахим», «Биохим завод»), предлагается дополнить строительным кластером. Гатчинский район, где представлены машиностроение, пищевое производство, деревообработка и пр. (заводы «Кризо», «Буревестник», «Электронстандарт», Гатчинский опытный завод бумагоделательного оборудования, Гатчинский молочный завод и др.), будет развиваться как туристический и инновационный центр. Способы, которыми власти обещают помогать бизнесменам, традиционны: в рамках тематических кластеров снизят налоги и бюрократические барьеры, область поможет с созданием инфраструктуры, финансированием модернизации предприятий и пр.

Участники рынка считают, что направления развития региона определены правильно. «Кластерные проекты позволят рассматривать строительный комплекс как единую конкурентоспособную структуру, которая может эффективно осваивать и реализовывать крупнейшие строительные проекты», — говорит генеральный директор ООО «Н+Н» Надежда Солдаткина.

«Производство автокомпонентов — одно из самых перспективных направлений для Ленобласти. В мире принято размещать такие предприятия не только непосредственно рядом с заводами автопроизводителей, оптимальным считается расстояние до 200 км. С участками под застройку проблем не будет — в Ленобласти много земли», — уверена представитель Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов на Северо-Западе Майя Свиридова. От властей потребуется только координационная помощь, содействие в обеспечении кадрами для предприятий.

Однако территориальное распределение кластеров вызывает вопросы. Например, производство автокомпонентов решено сосредоточить в Тосненском районе, в то время как соответствующие предприятия есть в Ломоносовском («Теннеко Аутомотив»), Лужском («Форесия АДП»), Всеволожском («Гестамп Северсталь Всеволожск») и других районах Ленобласти.

Химический кластер будет в Тосно, а не в Бокситогорске, где сосредоточены крупнейшие химпредприятия, владельцы которых строят планы по их активному развитию. Например, холдинг «ФосАгро» строит завод по производству сложных удобрений и модернизирует производство предприятий, входящих в «Метахим».

Строительных кластеров предполагается создать три: в Бокситогорске, Приозерске и Сланцах. Эксперты затрудняются оценить логичность выбранных районов, пока не станут известны детали кластерных планов.

«Создать прогрессирующий строительный кластер — задача не из простых», — считает Надежда Солдаткина. Она отмечает, что в отрасли взаимосвязаны несколько направлений: проектно-конструкторские, производственные и строительно-монтажные компании, поставщики строительных материалов и услуг, производители стройматериалов и строительные компании.

При развитии строительных кластеров нужно территориально и организационно увязать эти направления друг с другом. Причем так, чтобы обеспечить разумную конкуренцию между предприятиями.

«Для многих отраслей важна не столько поддержка властей, сколько транспортная доступность — например, для логистики, — отмечает генеральный директор ГК «Энерго» Азат Григорьян. — У нас логистические комплексы очень завязаны на КАД. Если кластер будет где-нибудь в Сланцах, то, несмотря на любые льготы, там никто не будет строить. Вот если бы власти Ленобласти помогли участникам рынка во взаимоотношениях с монополистами, то низкий им поклон». Впрочем, пока область не утвердит конкретный план реализации стратегии, рано рассуждать о ее эффективности.

Читайте также:






Конон.ру - строительство он-лайн
ЭСИС "Конон.ру", ver. 2.01,
© ООО "Информационные Бизнес Технологии", 2002-2013





  Engineered by:
PlayNext Ltd.
PlayNext Ltd., Software Engeneering Supported by:
bquadro.com
Креативное бюро bquadro.com
The page was last modified: Thu, 01 Aug 2013 03:24:00 GMT